Одержимая



«Одержима» была написана Лесей Украинкой за одну ночь в Минске возле постели смертельно больного Сергея Мережинского, человека, с которым связана главная история любви в жизни поэтессы. Пьеса формально построена на библейских сюжетах, но повествует о «странной» любви женщины по имени Мириам к Мессии. «Странной», потому что Мариам, по ходу действия приобретающая черты то Марии Магдалины, то Девы Марии, упрямо любит Христа не той любовью, которую Он от неё просит. Мариам ненавидит врагов Христа, а Он призывает к их прощению, иначе Его жертва теряет смысл. Завершается пьеса у Леси Украинки тем, что враги Мессии побивают Мириам камнями. Умирая она восклицает:

«Месіє! коли ти пролив за мене…
хоч краплю крові дарма… я тепер
за тебе віддаю… життя… і кров…
і душу… все даремне!.. Не за щастя…
не за небесне царство… ні… з любові!» 

О спектакле

Спектакль-притча «Одержима» поставил молодой режиссёр Роман Козак, известный сумским театралам по роли Гамлета в одноименном спектакле театра им. Щепкина, а также, как режиссёр-постановщик щепкинского  «Щелкунчика».  Роман Козак не так давно переехал в Сумы из Львова, как и исполнительница роли Мириам, Екатерина Саченко. Ранее мы знали её как прекрасную исполнительницу вокальных номеров. В частности, с популярным шлягером начала прошлого века «Perhaps» актриса в апреле выступала на«Культурном острове».

Главная роль в «Одержимой» позволила Екатерине Саченко полной мере открыть сумскому зрителю свой недюжинный драматический дар. Кроме Мириам на сцене присутствуют ещё три актёра: заслуженный артист Украины Сергей Медин, Юрий Оноприйко и Юрий Садовничий. По ходу действия они превращаются в различных библейских персонажей.

По словам Романа Козака, его «Одержима» — о любви, в том числе, и о трагедии чрезмерной любви – к другому, к родине, к жизни — той любви, которая вместо крыльев становится проблемой, а то и бедой для обеих сторон.

В финале, уже после смерти Мириам, режиссёр предлагает публике пластический образ, который можно трактовать как акт Божьего всепрощения и наделения Мириам даром исцеления и даже святостью. Этого момента у Леси Украинки в пьесе нет, и поэтому число и качество интерпретаций вышеназванной режиссёрской метафоры зависит исключительно от творческой фантазии зрителей.

А ещё всё это очень красиво – эстетов порадует и обстановка малой сцены и костюмы от Любови Медвидь и прекрасная акустика. Текст пьесы написан замечательно-поэтичным, богатым, изысканным языком, который сам как музыка, действие наполнено невербальными метафорами, актёрской энергетикой, ну а тема – любовь — не оставит равнодушным никого, кто хоть раз проживал это чувство.


Где и когда: