«Хамерман знищує віруси» feat. «Свиньи всегда свиньи» (1931). Круг Дзыга



21 декабря Довженко-Центр уже в третий раз проводит предновогоднюю вечеринку-закрытие сезона #Donowhere Film Night, на которую приглашает друзей институции. В ее рамках на Сцене 6 состоится показ недавно найденной украинской немой кинокомедии «Свиньи – всегда свиньи» (реж. Ханан Шмаин, 1930) с гротескным саундтреком Альберта Цукренко («Хамерман знищує віруси») вживую. После показа в кафе ЭТЕР в холле на 1 этаже состоится Vinyl After Party диджей-сет на любимых винилах команды Довженко-Центра и приглашенных диджеев.

19.00
СВИНЬИ ВСЕГДА СВИНЬИ feat АЛЬБЕРТ ЦУКРЕНКО
Вход: 150 грн.

21.00
Vinyl After Party

Кинокомедия “Свиньи всегда свиньи”, снятая на Одесской кинофабрике «Українфільму» в 1930 году режиссером Хананом Шмаином, учеником Леся Курбаса, в течение почти века считалась утраченной. ЕЕ было найдено в 2015 году в Федеральном архиве Германии и в следующем году благодаря Посольству Украины в Германии передано в фильмофонда Довженко-Центра. Комедии – самый редкий жанр среди сохраненного украинского кино немого периода, поскольку за критику и высмеивание тогдашних социальных пороков, они первыми подпадали под запрет еще до выхода на экраны. На сегодня известно только пять сохранившихся украинских немых кинокомедий, среди которых «Свиньи всегда свиньи» - одна из лучших.

Иван Козленко, директор Довженко-Центра: «Свиньи...» - невероятно остроумная, динамичная комедия, в которой одновременно высмеиваются советский бюрократизм, доведенный до абсурда полным беспорядком и саботажем формализм, местничество и провинциализм, далеки от исторических вызовов суток. В этой своей установке фильм сближается с мещанскими комедиями Николая Шпиковского и особенно с его легендарным «Шкурником» (1929), нацеленным на имманентную критику нового советского быта, и образует вместе с ним отдельный корпус ранней украинской сатирической кинокомедии».
Альберт Цукренко, композитор и лидер группы “Хамерман знищує віруси”: «Особенностью ранних советских фильмов есть механистичность героев – это не полноценные, живые личности, а персонажи, чьи черты полностью зависят от того, какую функцию они выполняют в сюжете. Персонажи-функции. Надеюсь, моя музыка будет акцентировать эту особенность, сделает ее более очевидной».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ханан Шмаин - сейчас абсолютно забыт самобытный режиссер курбасовской школы. Осенью 1921 года, когда Кийдрамтеатр переехал в Белую Церковь, 19-летний Ханан присоединился к студии драматического искусства, которая действовала при театре. С 1923 до 1928 года он работал в режиссерской лаборатории «Березиля» и ассистирует Курбасу в ряде постановок. В 1930 - м году Шмаин переезжает в Одессу, где начинает работать на кинофабрике.

"Свиньи-всегда свиньи" - полнометражный режиссерский дебют Шмаина. В 1936 году он снял свой самый известный фильм на Киевской кинофабрике – кинокомедию «Однажды летом» по сценарию Ильфа и Петрова с Игорем Ильинским в главной роли. Успех фильма вызвал зависть коллег, особенно новоприбывших российских режиссеров, которым планировалось заменить» почти сплошь репрессированных украинских кинопрофессионалов.

Культуролог-гебраист Анна Шмаина-Великанова, внучка Шмаина,: "это был знаменитый его фильм, после которого Пырьев его "съел". А уже когда Леся Курбаса расстреляли – ему с семьей пришлось срочно бежать. И так он оказался в Москве... Когда началась война, он в первые дни ушел в московское ополчение. И попал сразу же в плен. И невероятные ребята из Белой Церкви, которые помнили его отца, Моисея Шмаина - кондитера, скрывали его во время селекций три года подряд”.

Мероприятие состоится в рамках проекта Коло Дзиги – цикла музыкальных киноперформансов, во время которого происходят премьеры и специальные показы отреставрированных Довженко-Центром украинских немых фильмов мировой киноклассики, созданных и исполненных вживую украинскими и зарубежными музыкантами и диджеями.

Национальный центр Александра Довженко (Довженко-Центр) – крупнейший украинский киноархив, хранит более 5000 наименований игровых, документальных, анимационных украинских и зарубежных фильмов. Является единственным членом Международной федерации киноархивов (FIAF) в Украине. Осуществляет реставрацию, сохранение национальных фильмов, личных архивов кинодеятелей, музейных фондов, научные исследования в области кинематографии, дистрибуцию и продвижение украинского кино.


Где и когда: