Выставка Show Promise



13 июня - 16 июля
Львовский дворец искусств

Кураторы проекта: Игорь Абрамович, Александр Соловьев

Художники: Олег Воронко, Игорь Гусев, Юрий Ефанов, Гамлет Зиньковский, Жанна Кадырова, Влодко Кауфман, Олекса Манн, Николай Маценко, Роман Минин, Борис Михайлов, Сергей Петлюк, Влада Ралко, Винни Реунов, Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Андрей Сагайдаковский, Алексей Сай, Виктор Сидоренко, Олег Тистол, Василий Цаголов, Никита Шаленый, группа GAZ и другие.

Сегодня наблюдается сплошное разрушение любого предустановленного порядка. Степень турбулентности неуклонно растет, повсюду происходят катастрофы, происходит аннексия территорий, разрушение стран, начинаются войны, не заканчивается террор, консервативный поворот направо переживает политика... Много тревожных процессов, которым современный человек не может дать рациональных объяснений, происходят из-за того, что мир погрузился в состояние “текучей современности”. Именно так называлась книга Зигмунта Баумана, который недавно ушел из жизни, издана в 2011 году. Она содержит целый ряд метафор и физических сравнений, которые воплощаются с очевидным ускорением. В книге выдвигается главная идея текучести, размытости, розплавленості и проницательности мира, происходит «разжижение» мира. Жидкости легко придать любую форму, но сложно эту форму сохранить. Так же и современный мир — он постоянно и непердбачувано меняется, а потому мы его плохо понимаем и плохо им управляем.

Давление реальности на человеческую психику, который “плавится”, является колоссальным. Размываются цели, размываются ценности, размываются нормы, стремительно, калейдоскопически видоизменяясь, а потому они уже не могут служить основой раціоанальної поведения современного человека — приходит время господства иррациональности. Говорят философы и “огромную современность” в значении “огромного времени” (Big Time), когда разные времена сосуществуют вместе, одновременно. “Это гибридное мерцание многих времен и определенной тотальной современности. Именно такую тоталізацію уже слишком тяжело пережить и почувствовать. И именно она сейчас дала сбой”, - трудно не согласиться с таким утверждением Кэти Чухров.

Однако двойственность ситуации заключается в том, что весь этот хаос дополняется “контейнером возможностей”, причем как еще не выявленных, так и уже утраченных. Мы будто оказались в необычном showroom, в таком себе “зале ожидания”, где возможна попытка завершить эту удручающую ситуацию перманентной текучести настоящего в пользу перехода к постсовременности и одержимости ее новой утопией... Мы живем надеждами и обещаниями. Надежда может быть обманчивой, иллюзорной, а от того — губительной, но вместе с тем может быть и спасительным стимулом, который вытягивает из бездны, поддерживает волю к жизни даже во времена наибольшего уныния.

В период тотального шоу, который стирает границу между реальностью и вымыслом и подменяет значения фундаментальных жизненных категорий, среди всех пертурбаций неизменным остается стремление человека к лучшему будущему. Нестабильность, слом сложившихся схем и отношений, которые выбивают твердую почву из-под ног вместе с уверенностью в завтрашнем дне, открывают все больше пространства для нематериального — веры или нигилизма, сомнений, страхов, уповань. В поисках зацепок и опоры в этом зыбком изменчивом пространстве именно искусство, стремясь не потерять рычаги влияния с помощью своих образов, оказывается одним из самых надежных и время безупречно точных инструментов не только оперативной рефлексии, но и зондажу будущего. Не прокладывая прямой и популистски “комфортный” путь, оно все же способно наметить пунктирную линию и определить ориентиры.


Где и когда: