Либертанго



"Слава героям" П.Арье.
Постановка и сценография -Анатолий Левченко
Балетмейстер - постановщик - Анатолий Птушкин
Видео-Сергей Федоров
Действующие лица и исполнители:
Остап Ильич Шемеля - Анатолий Шевченко
Андрей Васильевич Чумаченко Валерий Сарбей
Аня,внучка Остапа - Лидия Ершова
Ирина Викторовна Зозуля,врач - Лариса Колесник
Петр,сын Андрея - Вадим Ермишин
Ольга,мед.сестра - Светлана Ивкина
В эпизодах заняты-Евгений Кравец,Станислав Дранішников,Дмитрий Нестеренко,Анастасия Мусатенко,Любовь Куксова.
помощник режиссера - Татьяна Курашко
Премьера состоялась 22 мая 2016 года
В помещении Национального театра им. И. Франко (в рамках культурно-художественной акции «Донетчина — UA: Перезагрузка») Донецкий областной академический драматический театр (Мариуполь) представил спектакль «Слава героям» (постановка и сценография Анатолия Левченко) по одноименной пьесе одного из найзапитуваніших отечественных драматургов Павла Арье. Спектакль — о «героях» с маленькой буквы, без восклицательного знака. Просто героев, у каждого из которых своя правда, каждый прожил свою жизнь, как положено. Только Андрей Васильевич — герой Красной армии, а Остап Ильич — УПА.
Спектакли по произведениям Арье обречены на то, чтобы становиться событиями. Такой есть «Сталкеры» — совместный проект киевских Молодого театра и театра «Золотые ворота»; «Слава героям» — тоже совместный проект «Золотых ворот» и Ивано-Франковского областного академического музыкально-драматического театра им. И. Франко (режиссер Стас Жирков). «Слава героям», «Баба Прися» Львовского драматического театра им. Леси Украинки (режиссер — Алексей Кравчук) и тому подобное. Есть театры, которые «примірялись» до «Славы...», но по разным причинам отступали. Для театра в Мариуполе эта постановка является даже чем-то большим, чем «Наталка Полтавка» Театра корифеев. И это, безусловно, событие — как в социальном, так и в эстетическом плане.
Судьба сводит Остапа Ильковича (Анатолий Шевченко) и Андрея Васильевича (Валерий Сарбей) в последние дни их жизни в одной больничной палате и дает им шанс. Возможно, очиститься, возможно, выстоять, а может, и найти общий язык. Они барахтаются в стереотипах: «Такие, как ты, солдатам-героям в спину стреляли», — цепляются за них до последнего, потому что это остяки их жизни.
В спектакле все болит, как может болеть страшная и обнаженная правда — как Андрей Васильевич под давлением писал доносы на односельчан, как дочь Остапа Ильковича изнасиловали в ссылке, и она бросила новорожденную дочь и пропала. Теперь Ганя (Лидия Ершова) работает медсестрой в больнице, куда и положили на операцию ее деда и Андрея Васильевича. А раньше была одна власть, и воины УПА приравнивались по статусу к ветеранам, а теперь другая, и ему будут делать операцию уже за деньги, точнее, за взятку, потому что хирургу (в роли Ирины Богдановны — Елена Белая) нужно где-то найти средства на обучение дочери за границей.
Спектакль изображает противостояние двух миров — но в финальной сцене Аня читает присягу воина УПА, которой научил его дед: «Буду беспощадным к врагам земли украинской...» И сразу переспрашивает: «Вот только кто же наш враг? Почему нам так плохо?»
Пьесу было написано в 2012 году, тогда мы еще искали врагов между собой, а теперь, с исторической перспективы, очевидно, что враг — снаружи...
На то время слова Гане: «Знаете, я хочу, чтобы была война, чтобы все это горело пламенем», — воспринимались совсем иначе, нежели сегодня, когда эта война на востоке уже сбылась... Однако слова Андрея Васильевича: «Иногда я хочу, чтобы была война, чтобы я снова был молодым и сильным...» — стоят в том же ряду шаблонов, что «в СССР было хорошо, колбаса была по 2.20» и «если бы был Сталин, он бы навел порядок». Кстати, Сталин в постановке тоже есть — в одной из фантасмагорических сцен он танцует... танго с Гитлером (балетмейстер Анатолий Птушкин). Пластика играет важную роль, ее сущность лежит в основе жанра спектакля — libertango (танго свободы).
В режиссерской концепции подтексты играют такую же роль, как и собственно текст. Католическая икона, позади которой написана клятва воина УПА, и Остап Ильич, который называет поляков «ляхами», кажется, противоречат друг другу. Но он перестал верить в Бога, когда нашлись его тела замученных большевиками отца и брата — то разве не все равно, какая конфессиональная принадлежность той иконы? «Два цвета мои, два цвета...» звучат фоново в самых острых моментах, лишь в кульминации — повноголосно, и эти «цвета», двое старых, две «правды» (или без кавычек?) — оба вместе и «на полотне», и «в душе»...
По словам режиссера, герои активно пытаются «протащить» свое противостояние в будущее поколение. И у Петра (Вадим Ермишин), сына Андрея Васильевича, другие приоритеты, Аня же в финале сходит с ума. Как это ни жестоко звучит, но так и должно быть, потому что она, которая выросла со знанием страшной правды своего рождения и с клятвой воина УПА на обратной стороне иконы, морально изуродованный. На ней этот род должен прерваться, чтобы не «тянуть» эти ненависть и боль в будущее...
Кажется, что текст «Славы героям» переживет нас. Он будет играться в паузах между революциями и войнами; а слова: «Государство у нас подлое, хуже, чем родственники», — будет срывать аплодисменты еще много лет. Сейчас в эпилоге спектакля театра из Донбасса транслируются кадры борьбы за нашу государственность — от времени основания Киевской Руси до современности в сопровождении песни «Переведи меня через Майдан»...
Свой Майдан Мариуполь отстоял, и его место в этой борьбе определенно. Мариупольский театр сейчас переживает сложный период трансформации: спектакль «Слава героям» готовилась и выходила к зрителям с огромными препятствиями, однако новый путь уже очерчен.+
Эльвира ЗАГУРСКАЯ, театровед
Рубрика:
Культура
фото Л.Сандалова


Где и когда: