Флория Тоска



«Флория Тоска» Джакомо Пуччини. Опера в 3-х действиях (с двумя антрактами)

  • Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной драме Викторьена Сарду
  • Исполняется на итальянском языке
  • Длительность спектакля с учётом антрактов: 2 часа 40 минут
  • Режиссёр-постановщик — народный артист Украины Владимир Лукашев
  • Режиссёр — заслуженный артист Украины Сергей Зуенко
  • Художник-постановщик — заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина
  • Хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
  • Режиссёры, ведущие спектакль — заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных
  • В спектакле принимает детский хор «Жемчужины Одессы», художественный руководитель Лариса Гарбуз

Члены постановочной группы:

  • Главный дирижер и музыкальный руководитель театра — Александру Самоилэ
  • Главный хормейстер театра — заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
  • Руководитель художественного цеха балета — народная артистка Украины Елена Барановская
  • Главный режиссер театра — Евгений Лавренчук
  • Главный художник театра — Игорь Анисенко
  • Зав. оперной труппой театра — заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
  • Зав. балетной труппой театра — заслуженный артист Украины Гарри Севоян
  • Зав. режиссёрской частью — Лариса Калашник
  • Зав. художественно-постановочной частью — Виктор Янчук
  • Художник по свету — Вячеслав Ушеренко
  • Концертмейстеры — Лариса Хороленко, Вероника Струк, Игорь Парада, Галина Сергеева, Ольга Плеханова, Наталья Русиняк
  • Режиссёры, ведущие спектакль — заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор, Сергей Красных
  • Начальник машинно-декорационного цеха — Виктор Мелешко
  • Художники-гримёры — Елена Васильчук, Евгения Галенко
  • Костюмеры — Оксана Чабаненко, Галина Чебышева

Об опере

Первоначально права на написание оперы «Тоска» по одноименной пьесе француза Викторьена Сарду получил композитор Альберто Франкетти. Но благодаря усилиям издателя Тито Рикорди, эти полномочия перешли к Джакомо Пуччини, который в 1889 году видел постановку этой драмы с Сарой Бернар в главной роли. Маэстро приступил к работе в 1895 году совместно с либреттистами Луиджи Иллики и Джузеппе Джакоза во время короткого перерыва в работе над партитурой «Богемы».

«Пуччини великолепно понимал ценность драмы Сарду — стремительный ход ее развития и необычайную экспрессивность. Он резко возражал, когда либреттист Иллика хотел вложить в уста тенора длинную прощальную речь, и вместо этого написал короткую, но в высшей степени выразительную и эмоциональную арию „Е lucevan le stelle“ („В небе звезды горели“)», — пишет музыковед Генрих У. Саймон.

При этом композитор убрал из сюжета пьесы второстепенные детали и максимально ускорил действие. Претерпел изменения и образ главной героини. Если у Сарду Флория Тоска — это дива, считающая грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, то у Пуччини она — талантливая певица и патриотка Италии.

Премьера «Тоски» состоялась в 1900 году в римском театре «Констанци» (в заглавной роли — румынка Хариклея Даркле). В том же году, 15 декабря, опера была впервые представлена в Одессе, на сцене Городского театра. Флорию Тоску пела г-жа Мендиороц, Марио Каравадосси — Джиовани Апостолу.

«Пуччини постарался ввести действие в звуковую, световую, цветовую и нравственную атмосферу Рима начала XIX века. Друг композитора дон Паникелли помог ему воссоздать подлинное звучание колоколов в окрестностях замка Сант-Анджело. А житель Лукки и также друг композитора Альфредо Вандини сообщил ему стихи старинной народной песни (песни пастуха)», — пишет музыковед Густаво Маркези. Его коллега Абрам Гозенпуд добавляет: «Музыка Пуччини придала плоть и кровь мелодраматическим фигурам Сарду. Страстная, порывистая, неукротимая Тоска, благородный, мужественный, романтически мечтательный Каварадосси, злобный, коварный и жестокий Скарпиа — три ярких образа выразительно воплощены в музыке».

Однако, поначалу опера была принята без восторга. Некоторые критики отметили, что пьеса слишком драматична, чтобы служить идеальным либретто. Композитор Пьетро Масканьи говорил: «Я был жертвой плохих либретто. Пуччини стал жертвой слишком хорошего».

Тем не менее, пьеса Сарду давно умерла, а опера Пуччини продолжает жить на сценах всех оперных театров мира вот уже более ста лет после премьеры, после более чем трех тысяч постановок и после того как сотни сопрано сделали свой финальный прыжок с парапета тюремного замка.

Краткое содержание

Необходимая историческая справка

Действие оперы происходит в Риме в июне 1800 года. Сарду указывает более точные даты: день, вечер 17-го и раннее утро 18-го июня.

Италия долго представляла собой ряд независимых городов и земель, в центре страны находилась Папская область. В 1796 году французская армия под командованием Наполеона вторглась в Италию, в 1798 году вошла в Рим и установила там республику. Республика управлялась семью консулами; один из которых, Либеро Анджелуччи, мог быть прототипом Чезаре Анджелотти. Защищавшие республику французы в 1799 оставили Рим, который был оккупирован войсками Неаполитанского королевства. В мае 1800 года Наполеон снова ввёл войска в Италию, а 14 июня его армия встретилась с австрийской в битве при Маренго. Главнокомандующий австрийцев Мелас, будучи уверенным в своей победе, послал гонца в Рим, однако Наполеон к вечеру получил подкрепление и сумел одержать победу, и Меласу пришлось послать второго гонца вслед за первым. После этих событий неаполитанцы ушли из Рима, и французы на четырнадцать лет завладели городом.

Действие І

Римская церковь Сант-Андреа-делла-Валле. Входит беглый политический узник, республиканец Анджелотти. Он ищет ключ от фамильной капеллы, который его сестра, маркиза Аттаванти, спрятала под статуей Мадонны. Обнаружив ключ, он скрывается в часовне.

Появляется ризничий, который, ворча, убирает за работающим здесь художником Марио Каварадосси грязные кисти. Приходит художник, они начинают общаться, потом ризничий замечает, что на неоконченном портрете Марии Магдалины проступают черты одной из прихожанок. Каварадосси сравнивает святую со своей возлюбленной, певицей Флорией Тоской. Ризничий кидает неодобрительные реплики в сторону художника-вольнодумца.

Анджелотти, узнав своего старинного друга Каварадосси, выходит из укрытия. Их разговор прерывается стуком в дверь и голосом Тоски — она требует впустить ее. Анджелотти снова прячется. Тоска ревнует: она замечает сходство Марии Магдалины на портрете с маркизой Аттаванти. Каварадосси успокаивает любимую. Они договариваются встретиться на его вилле после ее вечернего выступления. Флория покидает церковь. Каварадосси решил дать Анджелотти убежище. Они убегают вместе, услышав залп из замка.

В это время приходит сообщение о поражении Наполеона. В церкви начинается подготовка к торжественному богослужению по этому поводу. Появляется барон Скарпиа, который вместе с сыщиком Сполеттой разыскивает Анджелотти. Они находят доказательства тому, что беглец прятался в церкви: тот забыл запереть часовню и оставил веер своей сестры. Барон также видит портрет Марии Магдалины, в которой узнает маркизу Аттаванти. Он хочет разоблачить Каварадосси и вызвать ревность у Флории Тоски, в которую сам влюблен.

Тоска возвращается в церковь, чтобы сказать возлюбленному о том, что встретиться им не удастся — сегодня вечером в честь победы она поет в Фарнезе. Но вместо него она встречает Скарпиа, котрому удается убедить Флорию в том, что Каварадосси ушел с маркизой Аттаванти. Тоска спешит на виллу, чтобы застать их. Скарпиа тайно отправляет вслед за ней Сполетту.

Действие ІІ

Дворец Фарнезе, на верхнем этаже которого расположено полицейское управление. Скарпиа в своем кабинете размышляет о событиях минувшего дня. Сполетта сообщает ему, что в доме Каварадосси он не нашел беглого узника. Однако видел там Тоску и арестовал самого художника, который отрицает свою причастность к сокрытию Анджелотти. Барон приказывает привести Каварадосси, а также передает записку Тоске — он ждет ее после концерта. Прежде чем Каварадосси отправляют в тюремную камеру, он успевает шепнуть возлюбленной, чтобы она молчала обо всем, что видела на вилле, иначе он погибнет.

Флория остается наедине с бароном. Она сохраняет спокойствие до тех пор, пока не слышит крики истязаемого Каварадосси. Не в силах вынести этого, певица признается, что беглец прячется в садовом колодце. По просьбе Тоски приводят Каварадосси. Узнав, что Тоска все рассказала, он ее проклинает.

В это время сообщается о победе Наполеона при Маренго, и Каварадосси не скрывает своей радости. Скарпиа велит отправить его в тюрьму и казнить на рассвете. Чтобы спасти возлюбленного, Тоска соглашается отдаться барону. Тот дает двойное распоряжение — расстрелять художника холостыми патронами, но так, как казнили графа Пальмьери. По просьбе Тоски он пишет для Марио и Флории разрешение на выезд из Рима. Однако, когда Скарпиа поворачивается к Тоске, чтобы обнять ее, та пронзает его кинжалом. Забрав пропуск, она покидает кабинет начальника полиции.

Действие ІІІ

Крыша тюрьмы Сант-Анджело, где должны казнить Каварадосси. Раннее утро, слышится песня пастуха. Приводят художника, который готовится к расстрелу и пишет прощальное письмо Тоске. Но тут появляется сама певица. Она показывает Марио пропуск и рассказывает, как убила шефа полиции. Влюбленные не сомневаются в своем спасении и предвкушают счастливую развязку.

Будучи уверенным, что казнь — всего лишь фарс, Каварадосси без страха становится перед строем. Однако вероломный Скарпиа отдал двусмысленный приказ: патроны оказываются настоящими, и художник падает замертво. Палачи уходят. Флория, увидев мертвое тело возлюбленного, бросается вниз с крыши замка.


Где и когда: