Gyorgi Ligeti: Concerti



После серии релизов современной музыки - Стефано Джервазони, Сэмюэла Андреева, Тосио Хосокава и Алессандро Сольбиати, Ухо-ансамбль готовит к записи монографию Дьёрдя Лигети, классика второй половины 20го века.

В программе "предпоказа" для слушателей — Концерт для виолончели и оркестра (1966), Камерный концерт для тринадцати инструментов (1969–1970) и Концерт для фортепиано и оркестра (1985–1988).

У всех этих произведений большая история записей, существуют эталонные варианты, исполненные под руководством Пьера Булеза, Рейнберта де Леу, Петера Этвёша, Дэвида Атертона — но масштаб автора такой, что раз в несколько лет кто-нибудь предлагает новую интерпретацию. Австрийскому лейблу Kairos и дирижеру Луиджи Гаджеро показалось, что Ухо-ансамбль уже может предложить свою.

Традиционный жанр концерта для сольного инструмента и оркестра — это своеобразное «соревнование», в котором должна проявиться виртуозность солиста. Виолончельный концерт Лигети, самое ранее из трех сочинений программы, намеренно построен иначе. Виолончель в нем — основание для всей музыкальной конструкции, она звучит звучит постоянно, и, одновременно, едва различимо от других инструментов. Первая часть концерта открывается очень длинной нотой, которую играет солист — сочинение долго растет из тишины, пока не подхватывается оркестром и не переходит в статичные тональные кластеры. После крещендо концерт снова движется к ноте, исчезающей “в вакууме всего, что существует вне музыки Лигети”. Виртуозность классического образца от солиста требуется во второй части, предполагающей исполнение очень динамичной атональной мелодии. Партию виолончели исполнит Виктор Рекало.

Камерный концерт для тринадцати инструментов — одно из самых исполняемых произведений современной классической музыки. Он написан через несколько лет после Виолончельного, на волне успеха: Кубрик использовал четыре сочинения Лигети в “Одиссее 2001”, композитор закончил Второй струнный квартет и “Рамификации” для оркестра и двенадцати солирующих струнных. Камерный концерт — концентрат стиля Лигети этого периода, пример микрополифонической музыки. Микрополифония построена по принципу канона, но отличается от него тем, что одинаковые серии нот звучат с разным ритмом, все ритмические рисунки при этом уникальны. Голосов очень много и вычленить какой-то один слушатель не может — потому и «микро». Каждый музыкант в оркестре понимается здесь как солист: все партии одинаково сложны. Вместе все это создает чрезвычайно многослойную текстуру, знаменитое звучание Лигети.

Концерт для фортепиано и оркестра (1985-88) относится к другому периоду: композитор писал его с 1980 года, черновиков к этой работе намного больше, чем к остальным. Сам Лигети утверждал, что это его самая сложная партитура. Главной композиторской задачей было отказаться как от атональности, так и от тональности — поиски при этом вышли далеко за пределы западной культуры. Лигети попытался обобщить несколько южноазиатских музыкальных строев, а потом использовать разные строи и лады одновременно. Значительную часть концерта пианист играет одной рукой преимущественно по черным клавишам, а другой — по белым. Ритмические находки вдохновлены средневековыми изоритмическими техниками и музыкой пигмеев Ака. Саморазрушающиеся ритмические паттерны из четвертой части концерта отсылают к математическим разработкам теории хаоса Хайнца-Отто Пайтгента, идеями которого был увлечен Лигети в середине 80х. Партию фортепиано в этот концерте пианистка Ухо-ансамбля Дина Писаренко готовила больше полугода, от солиста здесь требуется невозможное.


Где и когда: