Маклена Граса



Подняться на высоты желанного благосостояния многим в наше время мешает навязчивое ощущение краха, беды, депрессии. При этом ироническую улыбку вызывает панический поиск спасения. Но ответ на вопрос: "Какой ценой?" - часто стоит нашего сострадания.

 

Известно, что основой для написания Николаем Кулишом социально-психологической драмы "Маклена Граса" стало сообщение одной из польских газет об аресте обанкротившегося капиталиста. Имея страховые взносы, которые посмертно может получить его семья, последний нанял за 500 злотых безработного, чтобы тот убил его. Ситуация и характеры, переосмысленные драматургом в пьесе, дают возможность постановщику по-своему трактовать время и место событий.

 

В трагифарсе "Маклена Граса" (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Украины Владимир Московченко) первые же звуки спектакля погружают в стихию нашего времени, в котором навязчивое ощущение краха, беды, депрессии преследует многих. И каждый человек, который разными способами пытается спастись от этого, стоит нашего сострадания.

 

Герои спектакля отнюдь не герои в жизни, а обычные "маленькие люди". Кризис делает невозможными их стремления подняться на высоты желаемого благосостояния, оставляя лишь "арендаторами жизни". И теперь ими руководит панической поиск спасения. Время для этого истекает быстро. А вопрос: "Какой ценой?" - остается главным.

 

Воплощением надежд на лучшее есть только Маклена. Доведенная до отчаяния девочка-подросток, чтобы спасти семью от выселения, пробует по-разному заработать деньги. Следующая возможность случается после подслушанного разговора отца с маклером, когда последний просить убить его. Отец отказывается. А Маклена? Кажется, что этот затравленный зверек имеет чувство собственного достоинства, имеет тот моральный закон в себе, что не дает переступить границу человечности даже в безвыходной ситуации. Вместе со зрителем постановочная группа ищет ответ на вопрос: уступит ли в сложной ситуации чистота и открытость этой девочки ее неопытности и несдержанности.

 

Ощущение апокалипсиса в спектакле граничит с иронией. Печальную улыбку добавляются элементы клоунады и присутствие "батярского фольклора" (Батяры - субкультура, которая существовала в период с середины 19 в. до середины 20 в. во Львове. Авантюристы и повесы, вскоре они приобрели забавные и романтические черты, оставив в наследство юмористическо-лирические песенки и анекдоты).


Где и когда: