Спящая красавица (Семейный мюзикл с элементами шоу)



«Спящая красавица» – второй из трёх балетов Петра Чайковского. Инициатива создания танцевального произведения-феерии на основе сказки La Belle au bois Dormant Шарля Перро принадлежит директору Российских императорских театров Ивану Всеволожскому. Он задумал пышный спектакль вроде тех, что ставились при дворе Людовика XIV. «Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр.», – писал Всеволожский композитору. В последнем действии он предложил ввести кадриль героев всех сказок Перро – Серого Волка, Красной Шапочки, Золушки, Кота в сапогах и др.

Подробный музыкально-сценический план для Чайковского разработал хореограф Мариус Петипа. Он же был и балетмейстером оригинальной постановки.

К написанию партитуры Чайковский приступил в 1888 году, а премьера фантастического произведения в пяти картинах состоялась в Петербурге уже в январе 1890 года. К 1903 году «Спящая красавица» стала вторым по популярности танцевальным спектаклем (после «Дочери фараона» Пуни) в репертуаре Императорского балета.

На протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах. И хотя каждый балетмейстер, который обращался к «Спящей красавице», вносил свои индивидуальные изменения в постановку, в ее основе остается хореография выдающегося мастера Мариуса Петипа.

«Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века...», – писала выдающийся балетный историк и критик Вера Красовская.

В основе музыкальной партитуры «Спящей красавицы» лежит противопоставление симфонических тем феи Сирени и феи Карабос как антитезы Добра и Зла. В целом же музыка этого произведения по своей эмоциональности и лиричности близка к одной из оперных жемчужин Чайковского – «Иоланте», считает музыковед Людмила Михеева. Одним из ярчайших номеров балета она называет Большой вальс I акта. Особого внимания заслуживают знаменитая музыкальная панорама II акта, иллюстрирующая путь волшебной ладьи; музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины II акта (соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез, подчеркнутое гобоем и английским рожком), а также апофеоз любви, большое адажио в III акте – па-де-де принцессы Авроры и принца Дезире.


Где и когда: