Барбара Ханниган, Саймон Реттл и Георг Фридрих Хааз



Лишь трижды в год Берлинская филармония дает концерты серии «Late Night». Это короткие камерные события, которые происходят после основной симфонической программы и всегда предлагают что-то небудничное. Например, дуэт известного сопрано в сфере новой музыки – Барбары Ханниган и главного дирижера оркестра Берлинской филармонии – Саймона Грохот. Когда они выполняют разные песни Курта Вайля и цикл Уильяма Уолтона «Fa?ade» (1923), то превращают самый большой концертный зал Берлина на кабаре 20-х годов: Реттл играет на фортепиано, дирижирует и выступает как чтец; Ханниган поет, дирижирует и декламирует. «Вы увидите все, на что я способна, кроме кулинарии, – говорит о этот концерт Ханниган. – Если бы была возможность поставить на сцене кухню, вы бы увидели вообще все».

Это запись концерта Ханниган и Грохот, который состоялся 12 июня 2015 года, будет продемонстрирован во втором отделе проекта «Digital Concert Hall в пространстве Plivka», а в первом – настоящий инструментальный шедевр рубеже веков, «in vain» Георга Фридриха Хааза, выполненный участниками Оркестровой академии Берлинского симфонического оркестра 18 января 2013 года.

Когда в 1999 году ультраправая националистическая Австрийская партия свободы получила на парламентских выборах результат в 27,22 % голосов (кстати, этот успех повлиял на украинскую партию СНПУ, что за несколько лет изменила свое название на аналогичную – «Свобода»), австрийский композитор Георг Фридрих Хааз был этим очень подавлен. Тогда он написал 60-минутное произведение для 24 инструменталистов «in vain» («напрасно»). Пьеса, в которой борьба света и тьмы происходит наглядно (во время звучания дважды выключается свет на долгие промежутки времени), заставляет исполнителей играть большие фрагменты партитуры наизусть в полной темноте и без дирижера. Когда подобно молниям короткие вспышки света периодически выхватывают из темноты играющих музыкантов и неподвижную фигуру дирижера, это не только звучит впечатляюще, но и выглядит потрясающе.

«Я считаю это произведение шедевром 21 века, - говорит Реттл. – Некоторые из фрагментов похожи на произведения Дьердя Лигети, некоторые – на живопись Марка Ротко, но в целом это ни на что не похожее переживание, которое по окончанию произведения оставляет вас голодным до этой музыки, заставляет слушать ее снова и снова». Саймон Реттл убежден, что это та музыка, о которой слушатель может сказать: с этой партитуры действительно начинается что-то новое.

Данный цифровой концерт проходит в рамках проекта «Digital Concert Hall в пространстве Plivka» Берлинского филармонического оркестра, Goethe-Institut и арт-центра «Plivka». На нерегулярной основе мы предлагаем заинтересованным зрителям возможность получить впечатления от просмотра выступлений Берлинского филармонического оркестра вживую или с цифрового архива и насладиться концертами под управлением сэра Саймона Грохот и других всемирно известных дирижеров.

И отдел
Оркестровая академия Берлинского филармонического оркестра
Сэр Саймон Реттл (дирижер)
Георг Фридрих Хааз. «in vain» для 24 инструментов

II отдел
Участники Берлинского филармонического оркестра
Сэр Саймон Реттл (дирижер, чтец, фортепиано)
Барбара Ханниган (сопрано, чтеца, дирижер)
Курт Вайль. «Youkali» («Магия»). «Je ne t'aime pas» («Я не люблю тебя»). «Lost in the Stars» («Потерянные в звездах»).
Уильям Уолтон. «Fa?ade» («Фасад») для чтеца и шести инструментов.


Где и когда: